Главная » 2016 » Февраль » 5 » О разрывах строк и разбивке реплик
02:03
О разрывах строк и разбивке реплик

Или немного о длинных строчках.

Формат 16:9 прочно окопался в наших домах, а кто-то уже перешёл на всякие 21:9. В связи с этим по части субтитров возникает такой неприятный момент как избыточная длина строки. Приходится водить глазами из стороны в сторону, чтобы прочитать титр.

Выход один — принудительно ограничивать ширину, как это делают веб-дизайнеры с «резиновыми» страницами.

Способов для этого два:

I. Втыкать \N, чтобы принудительно разбить строчку на две коротких.

II. Разделить титр на два с пропорциональным таймингом.

Начнём со способа II. С ним быстрее. Но перед этим хочу озвучить ещё несколько коротких эмпирических правил, которые я для себя придумал.

  1. Две короткие строчки лучше, чем одна длинная.
  2. Одна в меру длинная строчка лучше, чем разбитая на две, но не там (что значит «не там» поясню ниже).
  3. Две длинные строчки лучше, чем три коротких.
  4. Третьей строчки лучше избегать всеми возможными средствами.
  5. Одновременно больше трёх строк на экране быть не должно.

А теперь о разбивке титра.

Когда надо делить титр на два

1. Если в реплике есть чётко уловимая пауза, которая делит предложение на две логичные части.

Пример из свежего. Blindspot 01–10. 1 мин. 06 сек. Паттерсон:

«В заключении написано, [пауза 500 мсек.: просматривает отчёт] что удар был нанесён осколком бутылки».

Однозначно делим по паузе.

2. Если в титре два предложения.

Это как бы частный случай варианта 1. Но бывает и так, что два предложения сливаются в одно, и тогда надо смотреть по ситуации: возможно, после разбивки на каждую половину придётся очень мало времени. В этом случае меньшим злом будет оставить как есть.

3. Если реплика превышает две строки или строчки получаются слишком длинные.

Пример оттуда же, но 12 мин. 26 сек. Агент Кара Слоун:

«Ваши находки совпадают с нашей информацией о возможной законсервированной ячейке».

Без разбивки в кадре это будет выглядеть так:

пример длинной фразы

В первой (самой длинной) строке 37 знаков. Терпимо, но лучше всё-таки разбить. И получится вот так:

фраза после разбивки 1

и дальше:

фраза после разбивки 2

Не самый яркий пример, но идея, думаю, понятна.

Тайминг частей делается так, чтобы соблюсти минимальный CPS (см. статью про тайминг) и, в идеале, чтобы смена титров пришлась на одну из микропауз в речи актёра, которые разделяют словосочетания или части сложного предложения. В данном случае как раз второй вариант. These new developments are lining up with chatter that we’ve been hearing about possible sleeper cell. Фраза поделена на союзе «that».

Когда титр делить не надо

1. Если часть фразы после паузы тесно связана с первой половиной по смыслу или пауза между частями — «драматическая».

Пример. Blindspot 01–05. 3 мин. 46 сек. Джейн:

«Я не… [пауза 1,2 сек.] чувствую…»

Герою трудно сформулировать фразу, и она остаётся невысказанной. Несмотря на паузу, если разбить реплику, «Я не…» как бы «повиснет в воздухе». Лучше этого не делать.

Я в таких случаях втыкаю задержку появления с помощью вот такой конструкции:

{\alpha&FF&\t(1400,1401,\alpha&00&)}

Пояснять код, думаю, не надо. Но это, конечно, для больных извращенцев.

2. Речь актёра слишком быстрая, нет хорошего момента для разбивки.

На самом деле, тут надо смотреть по ситуации. Если у нас две километровые строчки, то разбивать всё-таки придётся, хоть и неудобно. Но если визуально всё терпит, то лучше не трогать.

3. Если после разбивки на одну или обе половинки будет очень мало времени.

В статье про тайминг я писал, что у меня есть минимальный лимит в 500–700 мсек. на фразу и ограничение в 15–20 CPS. Если после разбивки этого достичь не удаётся, лучше не разбивать.

А теперь вернёмся к способу I.

Для чего нам тэг \N

Как ни парадоксально, отечественные фэнсабберы этим тегом пользуются нечасто, а зарубежные — неправильно.

Этот тег послал нам великий бог Аеджисаба, чтобы делать из одной длинной-предлинной строчки две короткие. Но тут есть подвох: его нельзя втыкать куда попало.

Меня как-то спросили: «Почему у тебя из двух строчек одна может быть в полтора раза длиннее другой? Пополам не разбить?» Чтобы ответить на этот вопрос, надо обратиться к грамматике.

Всем нам со школы известны правила переноса слов: одну букву не переносим, гласную от корня не отрываем, а от приставки — согласную и т. д. Так вот народ почему-то забывает, что со словами примерно та же картина. Не все слова можно отрывать друг от друга.

Фишка в том, что между словами в предложениях существуют связи. Одни более тесные, другие — менее. И разорвать два слова с тесной связью — это примерно как оторвать гласную от корня.

Почему для меня это важно

Человек в той или иной степени читает интуитивно. То есть часть слов он прочитывает — натурально, — а часть его мозг угадывает прежде, чем глаза успевают их дочитать. Например, по первым буквам. Именно с этим связан известный феномен, когда персетанвока бкув не синьло сниажет сокрость четния (главное, чтобы первая и последняя буквы были на месте).

Поэтому, мне кажется, что когда группы связанных слов расположены без разрывов, это облегчает угадывание смысла всей группы. И таким образом скорость чтения повышается.

Связи и их влияние разбивку строк

1. Служебные слова.

Имеют самые тесные связи и всегда идут вместе с тем словом, к которому относятся. Предлоги, союзы и частица «не» всегда приклеиваются к следующему слову. Частицы — к предыдущему («Я пошёл бы \Nвыпил пива», «А не ты ли \Nвчера нажрался?»).

2. Сочинительная связь.

Кто не помнит со школы, это когда два элемента фразы равноправны между собой. Как правило, это противопоставление («Пусть жопа, \Nзато полная») или присоединение («И смех, и грех, \Nи слэш, и трэш»). Элементы равноправны, зависимости нет, можно смело делить.

3. Подчинительная связь.

Представлена согласованием (когда зависимое слово уподобляется главному в роде, числе и падеже), управлением (когда главное слово управляет падежом зависимого) и примыканием (слова связаны по смыслу или интонационно). Из всех трёх от большого горя разорвать можно только примыкание, но лучше этого не делать. А теперь то же самое нормальным языком. Всегда вместе идут:

  • определение и определяемое («офигенный кабак», «чумовая тусовка», «красные трусы»),
  • сказуемое и обстоятельство («классно оторвались», «блевал с похмелья»),
  • сказуемое и стоящее рядом с ним прямое дополнение («навалял секьюрити», «огрёб люлей»).

Я предпочитаю ориентироваться на внутреннее ощущение. Если я чувствую, что два слова связаны, постараюсь оставить их вместе.

Где \N не ставится никогда

  1. Перед тире. Зато отлично ставится после : )
  2. Между фамилией и инициалами.
  3. Посреди названия города, места (Нижний Новгород, Вышний Волочёк)
  4. Между частями цифровых и/или буквенных кодов (А/Я 502, [номер машины] А 206 КО).
  5. Между неким объектом и его условным кодом («Операция Ы», «Мистер Х», угроза класса А).

Где \N ставить лучше всего

  1. После тире.
  2. После двоеточия.
  3. После запятой (если она не после союза).
  4. Между подлежащим и сказуемым.
  5. Перед союзом.
  6. Между двумя словосочетаниями.
  7. Между двумя предложениями (но, как я говорил, двух предложений в одном титре я стараюсь избегать).

И напоследок…

Какую строчку считать слишком длинной

У меня есть эмпирическое ограничение в 30 знаков, плюс-минус лапоть (для Verdana 38 bold). Но, как правило, я контролирую длину чисто визуально: смотрю, чтобы по краям оставалась примерно 1/5 — 1/6 ширины экрана. Для 1280×720 это примерно 200–250 пикселов. Иногда допускаю чуть меньше, если нормально не разбить. Иногда делю даже если остаётся больше — если есть хорошее место. Всё по ситуации.

Как-то так…

Категория: Кухня | Просмотров: 1224 | Добавил: Faceless | Теги: Хозяйке на заметку | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: